Станция метро Преображенская площадь  Преображенская площадь ул. Малая Черкизовская д. 14  
 Тел.  +7(495) 122 22 03   +7(495) 741 91 03  
Запись по whatsapp Запись по whatsapp

Часы работы медицинского центра  Понедельник-пятница с 9.00 до 21.00  Суббота и воскресенье с 9.00 до 17.00

       Время забора анализов >>>    
     
 

Детская психология. Темперамент

Начиная разговор о развитии эмоциональной сферы ребенка, хотелось бы несколько слов сказать об основе, фундаменте, характера человека – о темпераменте. По мнению большинства современных психологов, качества темперамента являются врожденными и проявляются в эмоциональности, скорости движений и мышления, общительности. 
 
        Само слово «темперамент» переводиться с латинского как «надлежащее соотношение частей».  2,5 тысячи лет назад, Гиппократ, ведя наблюдения за пациентами, стал разделять их по  темпераментам и стал основоположником теории, которой пользуются и по сей день. Он пришел к выводу, что в человеческом организме смешиваются четыре влаги:  кровь –теплое начало; слизь – холодное начало; желчь – влажное начало; черная желчь – сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо  начала складываются и особенности человека. Клавдий Гален, спустя 5 веков, описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-римских корней: флегматик «флегма» - слизь; холерик «хойле» - желчь; меланхолик «мелане хойле» - черная желчь; сангвиник «сангис» -кровь. 
  После Гиппократа и Галена множество врачей, философов, психологов,  а также любителей оккультных наук подключались к данной теме. Тот факт, что последние чувствовали себя в ней весьма свободно, еще раз подтверждает ее неоднозначность и сопричастность с различными областями знаний, так или иначе изучающих человека.
   Немецкий философ Кант и его последователи считали, что в основе темперамента лежит организация душевной жизни. Он разделил темпераменты на 2 группы: чувственные (сангвиник, меланхолик) и деятельные (флегматик, холерик).
Профессора Нью-Йоркского университета Стелла Чесс и Александер Томас  выявили, что первые проявления темперамента  отчетливо наблюдаются уже в младенческом возрасте.
 
 А.Б.Либин (2000) отмечает 6 главных различий в поведении новорожденных детей: 
·        диапазон реакции на различные стимулы,
·        степень общей активности, 
·        возбужденность,
·        беспокойство во время сна,
·        привыкание ко всему новому,
·        стремление вырваться из рук.
Эти поведенческие признаки обусловлены темпераментом.
  Помимо всего прочего темперамент определяется 2-мя критериями: экстраверсия -интроверсия; эмоциональная стабильность – нестабильность. (Айзенк)
 
   Для сангвиника характерными являются высокая нервно- психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений , эмоциональность и впечатлительность. Эмоциональные переживания сангвиника неглубоки, а его подвижность часто мешает сосредоточенности.  
   Холерику также свойственны высокая нервно-психическая активность и энергия действий, но при этом – резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.
   Флегматик характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений.
  Меланхолика отличают сдержанность и приглушенность речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении с преобладанием отрицательных эмоций. Ему свойственны эмоциональная ранимость и некоторая замкнутость. 
 
Главным образом тип темперамента определяется врожденным типом нервной системы. Взаимодействие двух процессов – возбуждения и торможения, преобладание одного из них, длительность протекания, сила реакции – все это определяет тип темперамента.
  Зная особенности темперамента ребенка, родители уже с первых дней воспитания малыша могли бы избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов требует к себе определенного подхода.
 
 Для этого Вам необходимо изначально определить темперамент Вашего ребенка
 
  Дети-экстраверты проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они могут легко вступать в контакт с другими детьми. В отличие от интровертов, которые могут некоторое время находиться в одиночестве, не любят говорить о своих переживаниях, умеют думать и наблюдать. После  длительного общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок-интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок-экстраверт, напротив – активен.
  Необходимо, чтобы у детей-интровертов была возможность иногда побыть в тишине, с головой  окунуться в какие-то свои дела (игры, другие занятия), не требовать от ребенка, чтобы он немедленно отвечал на вопросы и просьбы взрослых.  Желательно, чтобы у них был свой уголок, свое место в котором, ребенок чувствовал себя защищенным, где бы все оставалось неприкосновенным,  на своих местах.
    Родителям детей-экстравертов рекомендуется как можно чаще хвалить своих малышей, обсуждать с ними различные проблемы. Требуется много терпения, чтобы научиться выслушивать их, а не отвечать сразу, перебивая сына или дочь. То, что говорит экстраверт, - это не пустая болтовня, а мысли в слух.
  Родителям эмоционально нестабильных детей (холериков) рекомендовано при нарастании эмоционального напряжения применять отвлекающие приемы. Быть крайне внимательными, чтобы предупредить  негатив –  расплачется он или разозлится. Можно использовать прием «тайм-аут» - малыша можно увести в спокойное место, возможно сделать легкий массаж, сказать какую-нибудь «тайну», сказать ласковые слова или просто помолчать.
  Маленьким меланхоликам следует избегать эмоциональных перегрузок, поменьше находиться у ТV. Малыш должен знать, что имеет право поплакать, погрустить и это нормально. В такие минуты можно предложить ему прочитать интересную книжку или дать возможность побыть одному. Родителям следует наблюдать за собственными проявлениями эмоций, чтобы плохое настроение взрослых не передалось малышу. Грубое обращение с ребенком-меланхоликом неприемлемо.
  Таким образом,  мы можем говорить о холерике и меланхолике как о детях с ослабленной нервной системой, которым необходимы задания связанные со снятием эмоционального  и  мышечного напряжения. С другой стороны необходимо учитывать непоседливость сангвиника и медлительность флегматика, предлагая первому каждый раз новую игру и не требовать от второго быстроты реакции.
 
  Существует ряд занятий и игр, которые предпочтительны для детей каждого из 4х темпераментов:
 
Помимо перечисленного для  меланхолика рекомендованы занятия лепкой, рисованием, игры с мягкими игрушками и т.д.  Игра «Мой хороший …» - Кто больше придумает ласковых слов; «Похвалилки»; «Скульптура» - На приятие себя, умение управлять своими эмоциями, своим телом, задействованы мышцы лица, рук, ног (ребенка, который не боится, ребенка , который всем доволен, ребенка , который справился с трудным заданием); «Ласковый мелок» - эта игра не очень нравиться тревожным детям , потому что они испытывают некоторый дискомфорт от того, что не могут видеть происходящее у них за спиной, поэтому сначала сюжет рисунка обсуждается. По окончании игры все «стирается», делается легкий массаж спины. Тактильные игры, которые помогают и очень приятны детям вне зависимости от темперамента («Сорока», «Велосипед», «Просыпалки» и т.д.) . Для меланхоликов не приемлемы игры соревновательного характера.
 
   Сангвиники любят веселые подвижные игры, сочинять, фантазировать, Они легко переключаются с одного на другое, поэтому в занятиях с ними главное разнообразие занятий. Им подойдут  любые из перечисляемых сегодня игр и занятий, можно добавить «Солнечный зайчик». С удовольствием участвуют в соревнованиях, часто побеждают и не расстраиваются в случае проигрыша.
 
    Холерики также любят подвижные игры. Им подойдет плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы. Занятия спортом хороши, но стремление к победе настолько велико, что даже незначительный проигрыш может нанести огромную травму(т.е. не командные виды спорта) Помимо перечисленных очень хорошо подойдут следующие игры: «Волшебная пряжа» (помогает научиться саморегуляции); «Послушай тишину» (развивает внимание и умение владеть собой); «Археология» (развитие мышечного контроля); «Разговор с телом», «Разговор с руками» (научить детей контролировать свои действия) ; «Что нового?»( развитие умения концентрировать внимание на деталях) и т.д.
 
Флегматикам рекомендуются занятия лепкой и рисованием. Желательно развивать фантазию ребенка. Игры соревновательного характера нежелательны, т.к. ребенок –флегматик не сразу включается в процесс и скорее всего проиграет. Хотя из-за проигрыша он не расстроиться , потому что заранее предрекал себе поражение. Все занятия, которые требуют терпения и усидчивости подойдут  для Вашего малыша.
     Главное это то, что, предлагая малышу какую-либо игру необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Каждую из предложенных игр можно модифицировать применительно к любому из темпераментов.

    Темперамент способствует или противодействует формированию черт характера, но не предопределяет его. У людей с одинаковым темпераментом могут быть совершенно разные характеры.