Станция метро Преображенская площадь  Преображенская площадь ул. Малая Черкизовская д. 14  
 Тел.  +7(495) 122 22 03   +7(495) 741 91 03  
Запись по whatsapp Запись по whatsapp

Часы работы медицинского центра  Понедельник-пятница с 9.00 до 21.00  Суббота и воскресенье с 9.00 до 17.00

       Время забора анализов >>>    
     
 

Детский психолог - Эмоции

Развить темперамент, переделать холерика в флегматика – невозможно, т.к. это все органика и мы в меньшей степени можем на это влиять. Но есть то, на что мы можем повлиять помогая нашему ребенку адаптироваться в мире взрослых , расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Речь идет о развитии эмоциональной сферы ребенка.
 
  В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, гнев, восторг, удивление, тревогу, доверие, стыд, страх и т.д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной « или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых  - научить малыша понимать свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
 
   Группа американских психологов (А.Хьюстон,Дж.Каган, Дж. Конджер, Р.Массен) таким образом определили последовательность развития психических процессов – «Трехмесячный младенец, способный узнавать явление, вырастает  в годовалого ребенка, способного вспоминать явление, потом в полуторагодовалого, способного предвидеть события, и , наконец, в двухлетнего, который осознает, что он способен сделать, что он чувствует , чем он похож на других людей и чем он от них отличается.»
 
   Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента появления на свет и первое свое проявление она начинает в т.н. «комплексе оживления», реакция малыша на внешние раздражители. Существуют результаты исследований, которые доказывают, что уже четырех месячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола ( в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход мамы они уже отвечают негативными эмоциями.
  В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств – его радость безмерна, обида глубока, страх искренен.
  В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования  личности. Примерно с 1, 5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимение «Я», «Мне», старается повлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (Смирнова, Обухова, Уайт), в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого. (фото)
 В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувствами окружающих его людей. Уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, иногда готовы поделиться игрушкой, сладостями.
   Каждый возрастной этап в  жизни человека делает акцент на развитии одной, определенной сферы личности. На этапе от 1,5 и вплоть до 4 лет происходит  формирование долговременной эмоциональной памяти. Именно на этом этапе мы можем наблюдать, как девочка 2х лет обхватывает голову руками – точно как мама, малыш старательно хмурит брови – как папа, грозит пальчиком, как дедушка. Малыши учатся выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  По мнению американских психологов и др. авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т.д. Усваивая нравственные нормы, малыши  пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие паттерны поведения являются правильными, а какие нет.
Особенно важным становиться период с 2х до 3х лет.
 
 На этом этапе формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Происходит  принятие модели поведения взрослых. (фото) На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два года были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. Начинается  реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие малыши на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 2-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.
 
( Важность этого возрастного  периода мне помог понять случай, который произошел со мной, когда после окончания института я начинала работать в псих. консультации.  Не имея еще достаточно опыта, я, разбирая сложный случай семейного конфликта с женщиной 32х лет,  обратилась за помощью к своему преподавателю, профессору психологии. Вопрос, который он мне задал кардинально изменил мои представления , он спросил – Не знаешь, что с ней происходило в возрасте 2х-3х лет?) (фото)
   В этот же возрастной период происходит закладка навыков социального взаимодействия. Ребенок именно на этом этапе впервые обращает внимание на своих сверстников, как губка впитывает любое эмоциональное проявление своих близких, внимательно слушает сказки, ищет любую возможность удовлетворить свою потребность в развитии эмоциональной сферы. В зависимости оттого насколько  спокойно, а главное , психологически комфортно, ребенок проживет этот период, во многом определит способность ребенка устанавливать конструктивные взаимоотношения, долгосрочные эмоциональные привязанности, способы вхождения в коллектив ( школьный, коллектив офиса) и т.д.
 
  Помочь нашему малышу мы можем, формируя и развивая у него Навыки Конструктивного Взаимодействия. Проще говоря, рассказывая ему «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».  И если кто-то может сказать -  Еще рано, то, как видите, в последствии может быть уже поздно. Преподносить ребенку знания об основах социального взаимодействия лучше всего, разбирая вместе каждую конфликтную ситуацию. Я расскажу, как это происходит в группе детей, а затем, как это применить индивидуально. Самый распространенный конфликт в группе – Малыш принес новую игрушку и никому не хочет ее давать- Мы предлагаем  - Ребята, садитесь, сейчас я вам расскажу сказку - Берутся 2е мягкие игрушки (замечено, что проекцию на людей, и даже на изображения людей дети не принимают) , получается такой импровизированный кукольный театр. История с двумя медвежатами отражает то, что происходило в группе. Важно, что при этом способе дети не получают готовую ситуацию, инструкцию к действию, а сами убеждаются , что  конструктивные решения ведут к положительному финалу. Поэтому вне зависимости не от чего, необходимо проигрывать сказки  в 2х вариантах. Точно также можно и нужно разбирать конфликтные ситуации дома. (Пример конфликта, сказка).  Безусловно, необходимо развивать т.н. «эмоциональный словарь»  ребенка, (рисунки) обращать внимание на изображения лиц в различных эмоциональных состояниях, можно предложить вспомнить, когда ребенок сам был в таком состоянии, как он себя чувствовал, хотел бы он вернуться и т.д.
 
   Общение со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе. Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними  детьми  проявление отрицательных эмоций, например гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях, детском саду, более тесное общение и , естественно, дети ущемляют интересы друг друга (отбирают игрушки, толкаются  и т.д). Это происходит потому , что ребенок раннего возраста в общении с другими детьми всегда ориентируется на собственные желания , без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать  другим людям.  И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего детства могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей .( При этом хорошо использовать «Я» сообщения). Таким образом, общение со сверстниками тоже может дать положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.
 
   Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях , а может неожиданно закричать «Ты плохая, уходи!». В таких случаях рекомендуется поощрять ребенка к выражению чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и освободит  малыша от накопившихся негативных эмоций. Однако, это не значит поощрять враждебное поведение или припадки гнева, которые требуют понимания, но и самого строго к себе отношения.
  Для детей 2х-3х лет, которые входят в период кризиса 3х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть и в том случае, если малыш, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не справляется задачей. Например, ребенок пробует поставить кружку в кухонную мойку и не дотягивается до нее. Кружка отшвыривается прочь, малыш начинает кричать, топать ногами. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого добивался ребенок.
  Хотелось бы обратить Ваше  внимание на значимость собственного имени для ребенка. Дети  с раннего возраста привыкают к звучанию своего имени. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Особый интерес дети проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально. 
 

Детский психолог - Сказкотерапия

 
 Для решения воспитательных, обучающих, развивающих, а также направляющих, корректирующих поведение ребенка, существует метод, который в последнее время имеет  модное название «сказкотерапии».
 
О сказкотерапии, а также других коррекционных методах : игротерапия, арт-терапия, метод театрализации и др. Подробно будет рассказано позже