Ребенок — «вечный двигатель»
Понимание синдрома дефицита внимания и гиперактивности СДВГ
Если ваш ребенок не может усидеть на месте пять минут, постоянно теряет вещи, действует импульсивно и при этом слышит в свой адрес, что «он просто ленив» или «вы его плохо воспитываете» — эта статья для вас.
Речь пойдет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это не черта характера и не результат плохого воспитания. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое требует понимания, терпения и правильного подхода.
Что такое СДВГ? Краткий ликбез для родителей
Представьте, что мозг вашего ребенка — это мощный спортивный автомобиль… но с велосипедными тормозами. Мощный двигатель (мысли, энергия, идеи) есть, а вот механизмов контроля и торможения не хватает. Именно так часто ощущают себя дети с СДВГ.
СДВГ базируется на трех основных «китах»:
Невнимательность
Ребенку сложно концентрироваться на одной задаче, особенно если она рутинная и неинтересная. Он легко отвлекается на внешние стимулы, часто забывает инструкции, теряет школьные принадлежности, избегает задач, требующих длительного умственного напряжения.
Гиперактивность
Кажется, что внутри ребенка работает вечный мотор. Он ерзает на стуле, крутится, встает без разрешения, бегает и прыгает в неподходящих ситуациях. В более старшем возрасте это может проявляться как внутреннее беспокойство и невозможность расслабиться.
Импульсивность
Ребенок действует, не подумав. Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, перебивает, не может дождаться своей очереди в игре. Ему чрезвычайно тручно отложить получение желаемого «на потом».
Важно понимать: эти симптомы должны проявляться стабильно не менее полугода и в разных обстановках (дом, школа, кружки).
Почему умный ребенок приносит двойки?
Это один из самых болезненных для родителей вопросов. Часто дети с СДВГ обладают нормальным или даже высоким интеллектом. Проблема не в способностях, а в нарушении исполнительных функций мозга:
- Трудности с планированием. Им сложно разбить большую задачу (например, написать сочинение) на маленькие шаги.
- Проблемы с рабочей памятью. Услышал условие задачи — отвлекся — забыл.
- Неспособность сосредоточиться на монотонной работе. Решение примеров или заучивание правил кажется им невыносимо скучным.
- Дезорганизация. Вечные проблемы с расписанием, портфелем, порядком на столе.
Ребенок не ленится. Он не может себя заставить и организовать в силу особенностей работы своей нервной системы. Ругать его за это — все равно что ругать близорукого за то, что он не видит буквы на доске без очков.
Что делать родителям? Стратегии помощи и поддержки
Ваша роль — стать для ребенка «внешним управляющим», его личным тренером и самым большим адвокатом.
Структура и режим — ваш главный союзник. Ребенку с СДВГ жизненно необходим четкий распорядок дня. Подъем, завтрак, уроки, игры, сон — все по времени. Это снижает тревожность и помогает мозгу «включиться» в нужный момент. Используйте зрительные подсказки: цветные расписания, списки дел, таймеры.
Разбивайте большие задачи на маленькие шаги. Не «убери в комнате» (это слишком абстрактно и пугающе), а: «1. Собери книги с пола. 2. Поставь игрушки на полку. 3. Протри пыль». После каждого шага — похвала.
Создайте правильное рабочее место. Стол должен стоять у пустой стены, чтобы ничто не отвлекало. Уберите лишние предметы, гаджеты — только на время выполнения задания.
Давайте выход энергии. Гиперактивность нельзя подавить. Ее нужно направлять. Обязательны регулярные физические нагрузки: плавание, бег, борьба, танцы. Перед выполнением домашнего задания полезно 20-30 минут активно поиграть.
Правила и последствия. Правила должны быть четкими, краткими и понятными. Нарушение правила влечет за собой немедленные и предсказуемые последствия (не жестокие, а логичные, например, лишение времени за игрой). Но важно хвалить и поощрять за соблюдение правил еще чаще.
Работа с эмоциями. Помогите ребенку называть свои эмоции: «Я вижу, ты злишься». Научите простым техникам саморегуляции: «Давай сделаем три глубоких вдоха, когда почувствуешь, что сейчас взорвешься».
Сотрудничайте со школой. Поговорите с учителем. Объясните, что ребенок не хулиганит специально, а имеет реальные трудности. Вместе можно разработать план помощи: сажать за первую парту, давать задания частями, разрешать во время урока встать и выйти на минуту.
Можно ли «вылечиться» без помощи психолога?
Этот вопрос требует честного ответа.
СДВГ — это не простуда, его нельзя «вылечить» раз и навсегда. Но его можно и нужно успешно корректировать и компенсировать.
Можно ли обойтись без специалиста? На первых этапах — крайне нежелательно
Вот почему:
Диагностика. Психолог или невролог проведет дифференциальную диагностику, чтобы отличить СДВГ от других проблем (тревожности, последствий стресса и пр.).
Профессиональные методики. Специалист владеет техниками (когнитивно-поведенческая терапия, нейропсихологические упражнения), которые реально помогают развивать дефицитарные функции.
Поддержка родителей. Психолог помогает самим родителям справиться с выгоранием, чувством вины и дает именно те инструменты, которые подходят конкретно их ребенку.
Воспитание ребенка с СДВГ — это марафон, а не спринт.
Ваша цель — не «сломать» его и заставить быть удобным, а помочь ему раскрыть его часто уникальные способности (творчество, энергия, нестандартное мышление) и научиться управлять своими слабыми сторонами.
Перестаньте винить себя и ребенка. Начните с понимания и принятия. Ваша любовь, терпение и грамотная поддержка — это тот фундамент, на котором ваш «вечный двигатель» построит успешную и счастливую жизнь.
Приглашаем Вас в Центр психологической помощи в «Пангее».
Наши специалисты всегда будут рады Вам помочь.

